Все чаще слышно про попытки переписывания истории, даже новый американский президент уже договорился, что Россия помогла Америке победить во Второй мировой войне.
Вначале было Слово. Слова складываются в текст, а текст создаёт реальность. Весь мир, все, что нас окружает и даже нас самих можно представить как текст. Наши мысли и воспоминания, наши действия, вся наша история – это тексты. А тексты можно анализировать, интерпретировать и переписывать. И может так случиться, что тексты не просто отражают существующую реальность, а являются инструментом ее создания. А история, которую мы знаем, является одним из выбранных кем-то нарративом, кем-то, кто создает текст. И если раньше это были люди, и создание убедительного текста занимало достаточно много времени, то сейчас это может быть искусственный интеллект, генерация текста занимает считанные секунды, а результат сразу попадает адресату. Про важность нарратива можно прочитать в моем прошлом посте.
Получается, что современные генеративные модели – это не просто инструмент для создания текстов, а инструмент изменения восприятие реальности с помощью выстраивания контекста, ослабляющего одни идеи и усиливающие другие, с помощью создания новых смыслов или переписывания старых.
Утрата базовых ценностей, таких как гендер, атомизация общества, а в итоге, кризис идентичности являются следствием изменения устойчивости нарратива истории через дискурсы – тексты, которые формируют наше понимание мира, устанавливают рамки, в которых мы мыслим и действуем. И чем более размыты эти рамки, чем менее четкие устанавливаются ориентиры, тем проще манипулировать человеком, разрывая его связи с прошлым, с общностью и самим собой, предлагая ему взамен новые идеи и ценности, переписывая его историю, тем самым переписывая и саму его жизнь.
Поэтому можно утверждать, что битва за историю, как за инструмент формирования идентичности человека, уже началась, и это война текстов. Тот, кто контролирует тексты, контролирует прошлое. А кто контролирует прошлое, тот контролирует и будущее. А искусственный интеллект выступает в этой войне архитектором реальности.
Как вы думаете, какой объем текста вы из себя представляете? Сколько времени нужно, чтобы «прочитать» вас, классифицировать и отнести к той или иной категории влияния? Война текстов уже началась – на чьей вы стороне? Поделитесь своими мыслями в комментариях.